Предыдущая страница | Асфальтирование дорог под ключ от компании

На Закарпатье отметят 65-летие художественного образования и 120-ю годовщину со дня рождения Адальберта Эрдели

Опубликовано 19.12.2011 09:10

Закарпатский художественный институт создан распоряжением Кабинета Министров Украины в июне 2003 года. Однако, соревнования в деле открытия высшего художественного учебного заведения на Закарпатье имеют давнюю историю, которая началась с возвращением на малую родину Подкарпатская Русь двух выпускников Венгерского королевского художественного института Адальберта Эрдели (1891-1955) и Иосифа Бокшая (1891-1975).

На Закарпатье отметят 65-летие художественного образования и 120-ю годовщину со дня рождения Адальберта Эрдели

В связи с отсутствием в крае любого специализированного художественного учебного заведения, Адальберт Эрдели обосновался в Мукачево учителем рисунке в местной гражданская школе и учительской семинары, где и проработал в течение 1916-1922 годов. Иосиф Бокшай после возвращения с русского фронта Первой мировой войны поступил в 1919 году учителем Ужгородской реальной гимназии и не менял это место работы вплоть 1945 года.

С 1922 по 1926 год Адальберт Эрдели творчески совершенствуется в Мюнхене. Здесь он много работает как портретист, делает персональную выставку произведений в Glaspalast, пишет автобиографические романы "Димон", "Имена", дневники, много путешествует. В 1926 году возвращается домой и поселяется в Ужгороде. С сентября 1927 работает учителем рисунке в Ужгородском гражданская школе и Ужгородской учительской семинарии. Этот год знаменателен тем, что с этого времени началась тесное сотрудничество Адальберта Эрдели и Иосифа Бокшая по воспитанию первого поколения закарпатских художников, занятия с которыми проводились в домах художников. Вершиной сотрудничества Адальберта Эрдели и Иосифа Бокшая было создание в 1927 году частной Публичной школы рисунка. Такие талантливые ученики этой школы, как Андрей Коцка, Адальберт Борецкий, Эрнест Контратович, Золтан Шолтес, Василий Габда стали впоследствии корифеями украинского изобразительного искусства.

Творческая работа, выставки произведений Адальберта Эрдели и Иосифа Бокшая не остались незамеченными для чехословацкой власти и искусствоведов. После успешной презентации произведений Адальберта Эрдели в Праге в салоне Топич (апрель 1929 года), художник получил право на поездку во Францию, которая продолжалась с 1929 по 1931 годы. Посещение многочисленных выставок, работа на творческой базе в поселении Гаржилес, дружба с французскими художниками повлияли на творческие вкусы Адальберта Эрдели. Особое восхищение у него вызвала творчество Поля Сезанна и экспрессионистов. Вернувшись из Франции в 1931 году в Ужгород, Адальберт Эрдели горел желанием работать и побуждать к труду коллег.

12 июня 1931 в Ужгороде состоялось собрание художников со всех уголков Закарпатья, которые создали Общество деятелей изобразительного искусства Подкарпатской Руси и избрали его председателем Адальберта Эрдели. С этого времени начался новый период развития изобразительного искусства в Закарпатье. Общество проводило выставки работ художников, пропагандировало искусство и привлекало в свои ряды новых членов, большинство из которых были учениками Адальберта Эрдели и Иосифа Бокшая. Со временем информация о деятельности Общества дошла до художественных кругов Братиславы и Праги. В 1936 году после публикации в прессе и выхода в свет сборника научных трудов "Podkarpatska Rus" под редакцией Ярослава Затлоукала состоялась выставка работ закарпатских художников в Братиславе, которая имела большой успех. Выставку решили показать в течение 1936 года в всех крупных городах Чехословацкой республики. Завершение этого марафона проходила в Праге с 29 января по 23 февраля в павильоне Мислбека на Пршикопье. "Протектор" выставки был президент Чехословацкой республики Эдвард Бенеш.

После триумфальных экспозиций произведений закарпатских художников в городах Чехословакии, в художественных кругах утвердилось мнение, что на Подкарпатской Руси возник новый феномен - оригинальный направление в изобразительном искусстве, во главе которого стояли Адальберт Эрдели и Иосиф Бокшай. За 1938-1939 годов изменения на политической карте Европы затронули и наш край, который был оккупирован венгерскими войсками. Несмотря на эти события творческая жизнь продолжалась. В Ужгороде проводились выставки произведений венгерских художников, а закарпатцы выставлялись в Венгрии. Искусствоведы Венгрии также признали существование оригинальной закарпатской художественной школы.

В 1945 году после окончания войны произошло воссоединение Закарпатской Украины с Советской Украиной. В кругах закарпатской интеллигенции возникла идея открыть в Ужгороде университет, музыкальное учебное заведение, а Эрдели с коллегами мечтали о художественную академию. Делегация художников из Киева, в которую входили известные художники Василий Касиян и Николай Глущенко, было единодушным - в Закарпатье действует оригинальная художественная школа и назрела необходимость открыть художественное учебное заведение. Но открыть академию не удалось. В марте 1946 года начало первый учебный год Ужгородское государственное художественно-промышленное училище, которое возглавил Адальберт Эрдели. Руководитель учреждения мечтал о подготовке живописцев и скульпторов профессионального уровня, зато власть направляла учебный процесс на подготовку мастеров народных промыслов, которые бы разрабатывали образцы для фабрик местной промышленности. Даже при этих условиях удалось воспитать плеяду талантливых представителей изобразительного искусства третьего поколения на Закарпатье. Среди них такие выдающиеся имена, как Павел Бедзир, Павел Балла, Владимир Микита, Юрий Герц, Иван Шутев, Николай и Эдита Медвецкая и другие. Теперь уже советские критики Вера Курильцева, Григорий Островский, Павел Цельтнера, Валентина Мартыненко пишут об особой закарпатской художественную школу. На протяжении 1960-1980-х годов в училище были только отделение художественной керамики, художественной обработки дерева, художественной обработки металла. Несмотря на это, благодаря таким преподавателям, как Вильгельм Берец, Виктор Демидюк, Василий Петрецький, Иосиф Пал, Иван Манайло, Иван Маснюк, Иван Дидык, Михаил Михайлюк, творческая молодежь получала высокий уровень знаний по загальнофахових дисциплин, завершала высшее образование в художественных заведениях, Киев, Москву и пополняла ряды закарпатских художников.

Однако, мечта Адальберта Эрдели о высшем художественном учебном заведении в Ужгороде продолжала существовать. С образованием независимого украинского государства она стала еще актуальнее. В 1995 году на базе училища возник Ужгородский колледж искусств им. А. Эрдели с правом подготовки бакалавров. Открылись новые отделения живописи и дизайна. В учебных планах было предусмотрено усиление академической подготовки студентов. В колледже развернулась научная работа по изучению творческого наследия Эрдели и корифеев закарпатской искусства. В педагогический коллектив влились такие творческие личности, как Вячеслав Приходько, Василий Скакандий, Надежда Пономаренко, Людмила Корж-Радько, Борис Кузьма и другие. Все это дало возможность подготовить документацию и учебную базу для создания в июне 2003 года Закарпатского художественного института. Киевская выставка произведений студентов и преподавателей Ужгородского училища декоративно-прикладного искусства и их наследников - Закарпатского художественного института и его колледжа искусств им. А. Эрдели является отчетом о 65-летнюю деятельность закарпатской художественного образования.

Уважаемые закарпатцы! Коллектив Закарпатского художественного института и колледж искусств имени Адальберта Эрдели приглашают вас 17 декабря принять участие в праздновании 65-летия художественного образования Закарпатья и 120-й годовщине со дня рождения Адальберта Эрдели, которое начнется в 17 часов в помещении Закарпатского облмуздрамтеатра.



Запись опубликована автором admin в рубрике Без рубрики.
Постоянная ссылка

К данной статье комментарии запрещены...

Все права защищены. © 2010-2018 - enjoyyourlife