Предыдущая страница

В закарпатской Пасеке школьники и учительница хранят память о древности

Опубликовано 14.02.2012 23:04

Свалявская Пасека - это село, где в первом классе учатся «семь гномов», учительница математики создала самобытный музей «Деда хата», а обычные семиклассники проводят экскурсии не хуже профессиональных гидов.

В закарпатской Пасеке школьники и учительница хранят память о древности

Оно могло бы стать известным, но не благодаря местным пчеловодам, как представляется из названия, и которых здесь, кстати, почти нет - в Пасеке родился один из самых оригинальных украинских скульпторов Михаил Грицюк, соавтор памятника Тарасу Шевченко в Москве. В селе о именитого земляка знают и, вообще, по крупицам собирают все памятники по истории родного поселения.

Компьютеры против музея
В Пасицький общеобразовательной школе I-II ступеней насчитывается около ста учеников, как на 1200 жителей - не так уж мало. Однако в первом классе под руководством молоденькой наставницы сегодня учатся всего семь мальчиков. Именно поэтому первоклашкам и их педагогу досталась шутливое название: "Белоснежка и семь гномов".

Пасиччанцям, считай, повезло, ибо в их небольшом селе нашелся человек, который готов тратить время и вдохновение на то, чтобы оставить какую-то память о прошлом следующим поколениям. Учитель математики, а по совместительству и руководитель краеведческого кружка "Деда дом" Магдалина Ивановна Добони 10 лет собирает старинные предметы быта, документы, книги, хозяйственный инвентарь и т. д.. То есть все то, что может проиллюстрировать, как жили пасиччанци 90-150 лет назад. Правда, есть один парадокс: предохраняет истории села женщина, так сказать, нездешняя, - пани Магдалина родилась в Воловецком. Но уже 40 лет она учит детишек в Пасицький девьятиричци.

Старое помещение школы, в котором, однако, и сейчас проходит обучение, построили еще чехи. Учительница отмечает, что они строили Подобным ¬ ни заведения очень грамотно. Так, в "старой" пасицький школе окна коридора обращены на север, а классов - на юг. В новом же здании все наоборот, потому солнышко зря прогревает коридор, в то время когда должно освещать и обогревать учебные комнаты. "Чехи капитально все продумали, а не только, как говорят закарпатцы, сделали на парад", - заключает педагог.

В этом же помещении сегодня разместилась и школьная гордость - музейная комната "Деда хата". Не так давно мини-музей располагался по соседству, в новейшем здании учебного заведения. По словам учительницы, там им было удобнее. Но, как водится, новое вытеснило старое: появилась необходимость создать в школе компьютерный класс, поэтому комнату отвели под технику. Пока же музей расположился в небольшой проходной комнате. Именно поэтому самые ценные экспонаты хранятся местах. Потому дети проходят в класс через музей, поэтому ненароком могут что-то повредить. К сожалению, другого, отдельного помещения в селе просто нет.

Скамьи с "секретом"
Спрашиваю у женщины Магдалины как случилось, что учительница математики собрала немалую коллекцию древностей. Женщина со смехом объясняет, что она не может сидеть без дела, ведь "Муса что-то делать". Ранее занималась драматическим кружком, а 10 лет назад взялась и вместе с детьми организовали музей. "Люди строились, покупали новую мебель, а старых избавлялись. Мы же их просили:" Пожалуйста, если есть что-то древнее, не выбрасывайте, отдайте нам, чтобы дети знали, как жили в селе когда-то. Поэтому малыши и родители начали сносить нам различные предметы домашнего обихода. Даже бабушки передавали свое сокровище. Но говорили, что предпочитают это только под мою ответственность. И так мы вместе понемногу создавали музей ", - говорит Магдалина Добони.
Сейчас коллекция состоит более чем из ста экспонатов, однако следует учитывать, что различные документы, книги и т. д. также не учтены. Учительница отмечает, что однажды к ним наведался специалист по музейному делу, пояснил, что для того, чтобы правильно разместить все предметы, им нужно не менее ста квадратных метров. Например, в музее есть целый ткацкий станок, который сейчас разобран именно из-за нехватки места. А еще в коллекции - колыбель, стол, лавка, лада, сундук, элементы телеги, образы, одежда, окно со старой церкви, ярма для волов, а также почти полностью воссоздан интерьер старинной кухни и т. д..

Мое внимание привлекает древняя скамьи (лада), на которой помавают замечательные, разноцветные цветы. Спрашиваю у женщины Магдалины, где они нашли такую ​​красоту. Учительница рассказывает, что скамейка досталась им после смерти старушки односильчанкы. Лада оказалась очень тяжелой, то они вместе с детьми в слякоть едва дотянули ее в школу. Но какой же замечательной была награда за труд! "Когда мы начали отдраивать спинку от копоти, то увидели, как на доске расцвел настоящий сад. А как этому обрадовались дети, - смеется женщина и добавляет: - Знаете, какие деньги нам потом за эту лавку предлагали? Ну, очень большие ... " Также в ценных экспонатов относятся и столетние рубашки. Кстати, педагог бережно зафиксировала в своих документах информацию о каждом из владельцев вышиванок.

"Конфискуй козу белую - Зорьку"
Однако пани Магдалина жалуется, что какая-то часть коллекционных вещей, особенно документов, сильно попсувалася. Женщина говорит, что сначала они просто не знали, как нужно ухаживать за тем или иным предметом. В частности, выцвели различные справки, которые люди получили еще в первые годы советской власти на Закарпатье. Например, был бумажку и с таким интересным текстом: "В связи с неоплатой налога, конфискуй козу белую по имени Зорька". Оказывается, даже такие удостоверения люди хранили годами. Родственники одного из репрессированных крестьян вообще принесли страницу из газеты "Советское Закарпатье" с сокрушительной критикой пасиччанця: "мироедами, Михаил Станканинец (в действительности Станкович) не исполнил три дня трудогужповинносты, хотя у него имеются лошади, он саботировало работу". Учительница говорит, что сейчас читать подобное кому-то может даже смешно, а тогда состоялся суд, и человека вместе с 12 (!) Детьми отправили в ссылку. Конечно, такие документы большой ценности для солидных музейных учреждений не имеют. Но детей скорее заинтересует именно такая местная разведка об истории родного края.

А то, что малышам нравится возиться в школьном музее, - это факт. Сегодня с десяток пасицьких семиклассников самостоятельно могут провести экскурсию и умело рассказать о прошлом села. Для этого пани Магдалина составила даже специальный сценарий. Гостей и туристов в "Деда доме" ждет настоящий закарпатский патриарх: старый одет в гуню, с палкой в ​​руке и трубкой во рту. Он просит прощения от гостей за то, что должен оставить их, и объясняет, что его внуки могут все рассказать: "Ночи зимние были длинные, а они для сказок уже большие, то я им рассказывал, как мы когда-то жили. Вот они вам вшитко и расскажут ... "

Сегодня посмотреть на школьный музей привозят детей из других учебных заведений, поэтому, наверное, малышам импонирует проводить "взрослые" экскурсии для своих же сверстников.

Кстати, сейчас в музей новые экспонаты приносят реже, в частности, среди недавних достижений - улей. Тут я и поинтересовалась, а почему собственно Пасека? Ведь в нашем разговоре к этому моменту ни о пчелах, ни о пчеловодов так ни разу и не было упомянуто. Маргарита Ивановна говорит, что точных данных о названии села и время его возникновения нет. Однако известно, что люди поселились здесь давно. Исследования показывают, что на всей территории села росли буйные леса. Со временем заросли вырубали, а на просеках устанавливали ульи. Возможно, через такие вот просичени участки - "посек" - село и получило название. Так что пчелы в этот же имеют отношение, хотя и опосредованное. Сегодня же пчеловодством занимаются от силы две-три семьи.

Еще один интересный эпизод из прошлого Пасеки - это история деревообрабатывающего предприятия "Мундус". В 1901 году фирма, которая принадлежала капиталистам Глюку и Штерну, построила на территории села (ныне на этом месте находится школа) деревообрабатывающий завод. Здесь распиливали лесоматериал, который вырубали в окрестных зарослях. Во время первой мировой войны на предприятии изготавливали доски для корабельных мебели, лыж и колесниц. Сначала бизнес шел неплохо, но в 1933 году фирма обанкротилась. А поскольку завод был застрахован на значительную сумму, его подожгли, а Глюк и Штерн, разумеется, получили возмещение. Маргарита Ивановна говорит, что о поджоге долго никто не знал, поэтому бизнесмены и смогли получить страховку.

"Не плачь по мне, Аргентина!"

Мали гиды на зубок знают историю родного места, но пока не вспоминают, наверное, известного или скорее талантливого уроженца Пасеки - украинского советского скульптора Михаила Грицюка. Учительница говорит, что в селе осталась только неясное упоминание о семье художника, мол, жили здесь некие Грицухы ...

Мастер действительно родился в Пасеке 6 октября 1929, но еще младенцем вместе с родителями попал в Южную Америку. Преодолев путь через океан, Грицюк остановились в Аргентине под Буэнос-Айресом. Понемногу жизнь на чужбине налаживалась, и вскоре отец скульптора, которым, уже владел небольшой ткацкой фабрикой. Еще в детстве Михаил определился: непременно должен стать скульптором. Со временем появилась возможность сделать это на родине. В 50-е годы Грицюк приехали в Киев, где парень сразу же поступил в художественную школу, а впоследствии - в художественный институт на скульптурное отделение. Но родители жить в Союзе не смогли: поехали. А вот Михаил, четверть жизни провел на чужбине, остался. Однако своим для власти так и не стал. Один из самых самобытных скульпторов Украины не имел ни одной персональной выставки. Единственное, разрешена по случаю пятидесятилетия, стала посмертной - художник несколько месяцев не дожил до своего юбилея. Недаром посол Аргентины в свое время предложил отвезти произведения мастера в Буэнос-Айрес, если они никому на родине не нужны.

Михаил Грицюк оставил нам в наследство серию оригинальных скульптурных портретов: Данте, Артемия Веделя, Блока, Достоевского, Стравинского, Параджанова, Амосова, портретное изображение Мстислава Ростроповича с виолончелью, Пикассо (сегодня находится в Тулузе) и другие. Но публике художник наиболее известен как соавтор знаменитого памятника Тарасу Шевченко в Москве. А в 2006 году украинский режиссер Анатолий Сырых снял документальный фильм "Михаил Грицюк. Не плачь по мне, Аргентина!". Ленту, между прочим, правильно было бы демонстрировать "Деда доме", и пасиччанцям, думаю, интересно было бы узнать больше о жизни своего именитого земляка.
По крайней мере, не стоит удивляться, если и эту идею неуемная труженица Магдалина Добони рано или поздно тоже воплотила в жизнь. Потому эта небольшая женщина с немалым энтузиазмом собирает частицы прошлого для того, чтобы картинка будущего была живой и правдивой.

Лариса РОМАНЮК


Запись опубликована автором enjoyyourlife в рубрике Без рубрики.
Постоянная ссылка

К данной статье комментарии запрещены...

Все права защищены. © 2010-2018 - enjoyyourlife