Предыдущая страница

Экологи призывают остановить автогонки в Карпатах

Опубликовано 14.02.2012 19:49

Чтобы почувствовать еще больше адреналина, любители авторалли устраивают себе гонки на внедорожниках или квадроциклах по горному бездорожью. Крайне не довольны таким хобби наши экологи и общественные активисты - говорят, железные лошади уничтожают редкую природу Украинских Карпат. Еще больше донимают джиперы крестьянам и пешим туристам.

Экологи призывают остановить автогонки в Карпатах

Интересный эксперимент провели закарпатские экологи Береговщине - в течение месяца на километре отрезка трассы считали, сколько погибает животных. Насчитали 4 совы, 3 олени, несколько зайцев. И это только на километровом отрезке обычной автодороги! Ближе к дикой природе эта цифра значительно возрастает.

Вспоминают ученые и скандальный джип-заезд осенью 2007-го на Говерлу, которая относится к Карпатского биосферного заповедника. По закону, такие заезды на высшую украинскую вершину запрещены. Однако это не остановило "отважных" джиперов. Жаль, которой они по протоколу службы охраны заповедника нанесли природе, составила более 16 тысяч гривен. Изувечили сотни редких видов флоры и фауны. А за последние три года, говорят исследователи, никто ни разу не видел семьи медведей, некогда проживавшей в урочище под Говерлой.

Сами же любители горных автогонок на призывы экологов и недовольство путешественников не обращают внимания. Несмотря на все, уверяют: их хобби не противоречит ни законам, ни экологическим нормам. Говорят, очарованы удивительными пейзажами Карпат, природу искренне любят. Видимо, поэтому и устраивают дикие ралли, нередко на территориях заповедников. Загрязняющих ручьи, разрушают почву, горные тропы, а шум двигателей прерывает сезон размножения у животных. В горе-колесами джиперов гибнут сотни редких видов, занесенных в Красную книгу Украины.

На Закарпатье джипинг начал развиваться в начале 90-х годов. Впервые "освоили" Яворник на Великоберезнянщине и Полонину Руну на Перечинщине. Со временем сформировались отдельные сообщества, клубы; разрабатываются маршруты для джип-туров, проводятся фестивали и соревнования. Сейчас организаторы таких "развлечений" предлагают любителям джипинга поездки на мощных внедорожниках, стрельбу из пневматической винтовки, фантастические пейзажи, драйв, путешествия с ночевкой на высокогорных долинах и незабываемые впечатления.

Джиперы убеждены, что на внедорожниках и квадроциклах надо разъезжать именно горными тропами Украинских Карпат. Мол, пейзажи здесь живописные, проехать трудно - в этом и весь спортивный инте ¬ рес, жажда победы. И чем тяжелее заехать на гору, тем лучше. Поэтому их не останавливают ни заповедный статус карпатских вершин, ни украинское законодательство. Рассказывают басни о мужество, выносливость, адреналин. Хотя и уверяют, что такое хобби - не роскошь и не прихоть, а территории для своих "путешествий" и фестивалей согласовывают с лесниками.

Протест экологов против джипинга научно аргументированный. Заведующий кафедрой экологии и охраны окружающей среды выше химического факультета УжНУ, профессор Степан Чундак говорит, что технологического прогресса не остановишь, а джипинга, к сожалению, не запретишь. "Все должно быть в рамках меры и закона. Безусловно, если такие соревнования и" путешествия "проводятся стихийно и без разрешения соответствующих органов, они наносят ужасный ущерб природе. Разрушаются лесные дороги, ускоряется эрозия почв, а это приводит к оползням. А можно будет по этой дороге пройти пешем туристу, или проедет велосипедист, привезет дрова крестьянин, или пробежит лошадь? Кроме того, нарушаются репродуктивные циклы животных.

Весной, когда прилетают птицы, в горах наступает так называемый период тишины. Тогда ведь вообще не желательно людям идти в лес, чтобы не пугать молодняк. Как джипинг не нарушает флоры и фауны, если двигатель там ревет на сотни децибел? Он разгонит зверей в окрестности на 30 километров. Скажем, к гнезду аиста нельзя приближаться на 500 метров. А шум внедорожников и квадроциклов слышать не менее чем на 3-5 километров. Или орел, спокойно сидит в гнезде ... Люди приезжают, кричат, свистят, камнями птицы забрасывают. А орел? Покидает свое гнездо и по всем ".

Профессор замечает: пусть джипинг как вид спорта развивается, но в специально отведенных и оборудованных для этого территориях. Ведь в каждой области есть полигоны. В Украине их множество, на Закарпатье несколько - в Ореховица, например.

Но джиперам надоело "гонять" лесостепью. Хотят больше экстрима, поэтому и "путешествуют" гор ¬ скими путями. Туристы из-за рубежа заезжают на Говерлу автомобилем. Платят на въезде, потому что хотят покататься. И уничтожают весь покров, мусорят. "Это грубое вмешательство в природу, - говорит Степан Чундак. - Другое дело - велотуризм. Он экологически чист, не уничтожает флоры и фауны Карпат. Но" подниматься "на Говерлу на мотоциклах, квадроциклах, автомобилях ... Это ужасно в отношении нашей национальной ценности, к нашей природе вообще. Нельзя позволять джиперам разъезжать горными тропами ".

Экологи отмечают: наши объекты природно-заповедного фонда несколько отличаются от западных. Там заповедник прежде всего - это национальный парк для развития туризма, рекреации. В Украине же въезд на территорию заповедников запрещена вообще.

"Закарпатские леса - единственные в Европе. Разумеется, джиперам интересная Межгорье или Раховщина. К тому же, все не заканчивается только на гонках. Как правило, туристы и ночуют, и ужинают, и разжигают костры. Однако, скажем, в европейских странах есть специально отведенные участки для таких автогонок, - рассказывает Сергей Сухарев, доцент кафедры экологии и охраны окружающей среды химического факультета УжНУ. - То есть выделяется полигон, он может быть заболочен, иметь ров, подъемы ... Если джиперов интересуют более сложные препятствия, их можно построить искусственно . У нас такой полигон когда-то существовал в Мукачево. Теоретически, если дооснастить, на нем можно было бы заниматься джипинг. Такие полигоны могли бы стать туристически интересными джиперам из Европы ".

Заместитель начальника Закарпатского областного управления лесного хозяйства Игорь Коцур говорит, что разрешение на такие "развлечения" выдают районные лесхозы при условии, если джиперы обещают не нарушать природоохранного законодательства и не навредить флоре и фауне лесов. "Запретить людям вход в лес мы не можем. Организаторы таких мероприятий официально согласовывают маршруты в районных администрациях и лесхозах. Раз к нам обращались банковские работники - польская делегация, три машины".

На том, что бороться с джипинг можно и нужно, уже несколько лет настаивают все экологические организации страны. Советуют брать пример с Ивано-Франковской области - там гонки по бездорожью запретили в 2008 году, когда общественные активисты развернули мощную кампанию против джипинга на природных заповедных территориях. А в этом году в начале июля на площадях Полесского и Ровенского заповедников должен проходить джипинг-рейд, однако активисты сумели повлиять на организаторов, чтобы те изменили маршрут.

Мария Фатикова, глава молодежного отделения Национального экологического центра Украины, отмечает: Украина подписала Бернская конвенция об дикие виды флоры и фауны и среды обитания в Европе, которая четко запрещает тревожить и розлякуваты редкие виды в сезон их размножения. "Однако до нормы международной конвенции должным образом не отражены в украинском законодательстве. Экологические организации уже обратились к руководству областных государственных администраций с просьбой запретить проведение джипинга на объектах природно-заповедного фонда. Мы предлагаем последовать примеру Ивано-Франковской области. Именно там три года назад джипинг официально запретили. Советуем всем облгосадминистрациям ликвидировать такие автогонки в заповедниках. Зато нам ответили, что есть закон, запрещающий проезд тяжелой техники в заповедных зонах, а поэтому принимать какие-то дополнительные распоряжения не собираются ".
Мария говорит, что жалоб на джиперов в Национального экоцентра почти не поступает, поскольку большинство людей даже не знает, куда и к кому обращаться. Летом жители села вблизи Полесского заповедника сетовали, что если здесь проезжают внедорожники, то скорее хоронят детей и всю скотину. Поклонники же авторалли популяризировать джипинг как туристическую изюминку страны, интересное увлечение. Мол, они только разведывают территорию, чтобы разрабатывать маршруты для иностранцев и прорекламировать наши живописные горные пейзажи. "Важно, чтобы люди знали, какой страшный вред наносят такие автогонки, и обращались к нам, - говорит Мария Фатикова. - Ведь выявлять и бороться с джипинг самостоятельно, без помощи самих путешественников, экологов, местных жителей сложно".

Надежда Вишневская


Запись опубликована автором admin в рубрике Без рубрики.
Постоянная ссылка

К данной статье комментарии запрещены...

Все права защищены. © 2010-2018 - enjoyyourlife