Предыдущая страница

Виктор Балога: "Переводить стрелки нужно вместе с Европой ..."

Опубликовано 10.02.2012 21:30

Министр чрезвычайных ситуаций Виктор Балога в эксклюзивном интервью Weekly.ua рассказал об украинском время, европейский курс, Чернобыльскую зону, дело Тимошенко и миллиарды на введение единого телефонного номера службы спасения

Виктор Балога: "Переводить стрелки нужно вместе с Европой ..."

Руководитель МЧС еще до начала разговора заметил, что он сегодня все-таки "больше Балога, чем министр", поэтому разговор несколько вышел за рамки текущей работы Министерства чрезвычайных ситуаций. Тем более, что нынешнюю политическую ситуацию в Украине многие эксперты характеризуют именно как чрезвычайную.

- Виктор Иванович, весь прошлый месяц страна была в неведении, по каким же время ей придется жить следующие полгода. Или по летнему, как решили депутаты, то по зимнему, как было все последние годы. В результате парламент отменил свое же решение и вернул зимнее время. В последнее воскресенье октября граждане Украины, как всегда, перевели стрелки на час назад. Так зачем нужна была вся это возня?

- В СМИ появилось много язвительных комментариев о манипуляции парламента со временем. Лично мне не хочется иронизировать по этому поводу, поскольку все гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. И дело не в очевидной абсурдности отмены естественного для страны астрономического времени. А в том, что парламент показал пример вольного обращения с вопросом, затрагивающим интересы всех украинский. Предложенные изменения в порядке исчисления времени переворачивали вверх дном практически всю страну. Поэтому в МЧС была проведена работа с авторитетными экспертами из различных сфер, их мнение было единым: так называемое летнее время в коем случае нельзя устанавливать как основной. Все собранные аргументы были переданы президенту и в парламент. В результате здравый смысл победил: отменено отмене зимнего времени и стало тем компромиссом, о котором говорили в Верховной Раде.

- Будем ли мы весной переводить часы?

- А вот тут, как говорил известный киноперсонаж, "торопиться не надо". Есть аргументы в пользу того, чтобы оставить зимнее время и дальше крутить стрелки. Достаточно сторонников и в сохранение зимнего и летнего времени. По моему личному убеждению, нам нужно быть синхронными с Европой - Украина же идет в Евросоюз. Поэтому, если Европа в последнее воскресенье марта пока переводит стрелки, и Украине следует это делать. Впрочем, у нас есть время, чтобы всесторонне изучить все за и против и принять решение. МЧС совместно с экспертами уже готовит предложения по законопроекту: либо оставить зимнее время, или по-европейски переводить стрелки. Но окончательное решение все-таки за парламентом.

- Вопрос к вам как к политику: последние события - договор о свободной торговле в рамках СНГ, перспектива вхождения в Таможенный союз и срыв диалога с Брюсселем, как будет развиваться ситуация?

- То, что большинство украинский хотят идти по европейскому пути - аксиома. Такую же перспективу для страны видит и правящая элита. Верю, что нынешний президент приведет Украину в Европу. Однако если в обществе остаются малейшие сомнения по поводу того, куда нам надо двигаться, нужно провести референдум. Украина этим докажет, что является государством, реально воплощает принципы демократии. Не достигнув общественного согласия, страна столкнется с серьезными внутренними осложнениями.

И я не считаю, что диалог Киева с Европой сорван. Параметры соглашения о зоне свободной торговли определены, декабрьский саммит не отменен. А что касается недавнего обмена заявлениями, так на то и политика с дипломатией, чтобы отстаивать свои позиции. Думаю, Европа прекрасно понимает украинские реалии и отдает себе отчет в зроли Украине в континентальной геополитике. Так же и официальный Киев слышит, о чем беспокоятся в Европе, и не отказывается от диалога. Мы идем туда, а не они идут к нам.

Мы должны это четко понимать и не останавливаться. Адаптация к мировым стандартам - вот наша цель. Нет оснований утверждать, что мы изменили внешнеполитический курс.

- Как может разрешиться проблема с осуждением Тимошенко, является для нее альтернатива отбывания семилетнего заточения?

- Дело Тимошенко после вынесения приговора перешла из юридической плоскости в политическую. Поэтому и решиться имеет политическим способом, причем - в ближайшее время. Тимошенко уже давно не воспринимается как воплощение демократических ценностей и личной честности. Наивно надеяться, что проблема отпадет сама. Нужно принимать политические решения, изменять законы, делать другие шаги. Есть президент, есть парламентское большинство, теперь это их прерогатива, поскольку дело уже не в Тимошенко, а в перспективах целого государства.

- Ваша партия "Единый Центр" намерена идти на выборы самостоятельно, или последует примеру "Сильной Украины", сливается с Партией регионов? Каким в целом может оказаться результат парламентских выборов?

- Слияние с кем-нибудь сегодня не стоит в нашей повестке дня. Да и о формате участия партии в выборах говорить преждевременно. Важно другое: нам необходимо продолжать курс на ассоциированное членство в ЕС. В этом залог демократичности любых выборов, а значит и демократичности Украины как полноправного члена западного сообщества. Тогда выборы будут действительно актуальны, независимо от их результатов, и общество поверит в их действенность. И тогда уже будет неважно, которым в деталях будет избирательный закон. Если в его основу будет положен равенство всех субъектов, то этот шаг будет позитивным для нынешней власти.

- МЧС прошлой неделе объявило о том, что намерен восстановить туристические поездки в зону отчуждения. Насколько целесообразно развитие туристического бизнеса вокруг ЧАЭС? Какие еще ​​проекты использования территории зоны вы считаете достойными воплощения?

- Целесообразность вызвана старым, постоянным и большим интересом к Чернобыльской зоне как в Украине, так и за рубежом. Открыть ее для свободного доступа было одной из моих первых инициатив после прихода в МЧС. Идею, кстати, поддержала администратор Программы развития ООН Хелен Кларк, когда приезжала в Чернобыль. Цель не в том, чтобы зарабатывать на чернобыльском туризме. Поскольку все отдано в ведение турфирм, в обязанности министерства входит только организация пребывания и обеспечения безопасности посетителей. Мой замысел в том, чтобы люди - ученые, эксперты, журналисты всех стран - смогли увидеть зону такой, какая она есть, избавиться от мрачных стереотипов, получить правдивую информацию. Это лучшее средство против слухов и домыслов. Зона - вообще очень интересный объект. Понятно, что как минимум половина из двух тысяч квадратных километров площади никогда не станет пригодной для полностью безопасной деятельности. Но даже эту территорию, не говоря уже об остальных тысячи "квадратов", вполне можно использовать. И нужно! Например, поставить солнечные электростанции, суммарной мощностью уровне ЧАЭС, причем линии электропередач для них уже есть. Можно выращивать рапс: это растение и выводит радионуклиды из почвы, и служит биотопливом. Еще одно направление - древесина. Мы все равно рубим лес в санитарных и противопожарных целях. А его можно сжигать в специальных установках, это может дать 100-200 млн. ватт ежегодно. Еще развитие заповедного дела и другие проекты - здесь существуют перспективные направления работы для целых отраслей!

- В начале октября состоялась торжественная закладка первого камня на месте строительства в зоне централизованного хранилища отработанных источников ионизирующего излучения, вокруг которого довольно противоречивая информация. Проясните, что именно и зачем строим?

- Это еще один аспект использования зоны - для концентрации и опасных, грязных отходов. Например, элементов оборудования, которое используется в науке и медицине: в рентгеновских аппаратах, при лечении рака. Это такие небольшие капсулы с высокоактивными веществами, тем же цезием или стронцием, и их накопилось достаточно, причем вокруг городов-миллионников. Поэтому, чтобы полностью обезопасить жителей и экологии мегаполисов, начали строить хранилище. Цена вопроса - 120-125 млн. грн. Нам помогает европейское сообщество: Британия дала 8 млн. фунтов стерлингов, еще 2 млн. евро выделил Евросоюз. Строит украинская компания, которая выиграла открытый тендер. Закончить планируем летом 2013 года. Хранилище позволит за 10-12 лет собрать и надежно захоронить в специальных контейнерах все источники ионизирующего излучения. Эффект, надеюсь, очевиден.

- Сейчас в Киеве начато строительство 16 вертолетных площадок, и этот вид транспорта называют необходимым именно для МЧС. Насколько оптимальным является его использование в соотношении затрат и результата?

- Вертолеты - быстрый и удобный способ спасти человеческую жизнь, в этом их преимущество и уникальность. считать расходы нужно, но при этом помнить, что жизнь - бесценна. Поэтому строить нужно не только в Киеве, но и в областных центрах, крупных городах. Посмотрите на ту же Россию, с ее опытом ликвидации катастроф и терактов. У них вертолеты используются по полной программе. В Европе это давно в порядке вещей. И мы будем развивать спасательную и медицинскую авиацию.

Когда говорят о вертолетных площадках, почему-то вспоминается терминал в Каневе. Но для целей МЧС и медицины такие крупные объекты не нужны. Достаточно площадки с подъездом транспорта, куда вертолет можно безопасно сесть. Это не стоит больших денег.

- Ваше министерство объявило стоимость проекта "112" - около 4 млрд. грн. и срок реализации - до 2015 года. Какие проблемы будут решены за счет таких существенных бюджетных ассигнований?

- Названная сумма - ориентировочный порядок цифр. Точнее можно будет говорить после подготовки проектной документации в декабре. Winbourne Consulting, американская компания, которая на $ 700 тыс. от своего правительства работает над ТЭО, должна предложить оптимальные решения. От этого и будет зависеть итоговый смету. Построение системы имеет несколько главных составляющих. Нужно создать центры "112" в региональных подразделениях МЧС. Развернуть по всей стране телекоммуникационную сеть с единым номером. Образовать национального оператора "112". Объединить в единое целое диспетчерские службы различных ведомств и органов власти. Научить персонал. На все это и пойдут бюджетные деньги. Важно понимать, что система "112" - важнейший элемент безопасности человека и общества в целом. Это как all inclusive в критической ситуации, только бесплатно для потребителя этой услуги. Нужно будет помнить только номер. Набрав его, человек попадает в диспетчерский центр и говорит о своей проблеме. Остальное - компетенция сотрудников службы "112", они решат, как быстро помочь в конкретном случае. Отправить медиков, ГАИ, пожарных, спасателей.

- Как решается давняя больная проблема Украины - защита населения западных областей от наводнения?

- Действительно, это остается проблемой, и объясню, почему. В Украине высокая вода заливает 165 тыс. км 2, на которых проживает треть населения. В зоне постоянно высокого риска наводнений - бассейны Тисы, Днестра и Прута в пяти западных областях. Наши специалисты ведут непрерывный мониторинг погодных условий, но предсказать не может никто, и не только у нас. Если все прогнозы были преждевременными и точными, то в мире не было катаклизмов с человеческими жертвами. Так что остается один эффективный способ противодействия - строительство защитных сооружений. У нас уже создана их целый комплекс, это почти 4 тыс. км дамб, тысячи километров береговых укреплений, более 600 насосных и компрессорных станций. Но этого недостаточно.

Большинство противопаводковых мероприятий проводимых в рамках государственных целевых программ. Но, например, в проекте бюджета-2012 на эти цели выделяется всего 1,5 млн. грн. Из-за недофинансирования в начале нынешнего года программу "Тиса" вообще отменили, правда, в сентябре возобновили вновь. Но выделение средств - снова больной вопрос. Кое-как выкручиваемся за счет ресурсов спецфонда, но это никак не может решить проблему в целом.

ДОСЬЕ

Балога Виктор Иванович

Министр чрезвычайных ситуаций Украины

Родился 15 июня 1963 года в с. Завидово Мукачевского района Закарпатской области.

С мая 1999 до июня 2001-го занимал должность "губернатора" Закарпатской области.

В апреле 2002-го избран народным депутатом Украины. В парламенте вошел в оппозиционной фракции "Наша Украина", после победы Виктора Ющенко на президентских выборах в феврале 2005-го вернулся на Закарпатье "губернатором".

27 сентября 2005 назначен на должность главы МВД в правительстве Юрия Еханурова. 4 августа 2006 года переназначаются Верховной Радой Украины снова-таки главой МинЧС, но уже в правительстве Виктора Януковича. С сентября 2006 по май 2009-го занимает должность руководителя Секретариата президента Виктора Ющенка.12 ноября 2010-го года указом президента Виктора Януковича назначен главой Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.


Запись опубликована автором admin в рубрике Без рубрики.
Постоянная ссылка

К данной статье комментарии запрещены...

Все права защищены. © 2010-2018 - enjoyyourlife