Предыдущая страница

Когда, кем и как были основаны украинские села Закарпатья?

Опубликовано 24.01.2012 13:43

За годы украинской независимости в Закарпатье получила распространение хорошая традиция отмечать и праздновать дни городов, поселков и сел.

Когда, кем и как были основаны украинские села Закарпатья?

Почин этот, однако, нередко омрачается элементарным незнанием истории собственного населенного пункта, что приводит к искажению его прошлого и утверждение знаний, которые не соответствуют историческим источникам. С другой стороны, незнание истории возникновения и развития населенных пунктов ведет и к деформации более общих представлений о прошлом нашего края и его жителей. Ниже на нескольких примерах хотелось бы показать, когда, кем и как заселялась большинство украинских сел нынешнего Закарпатья.

Автохтоны или МИГРАНТЫ?

Одними из ключевых вопросов закарпатской истории является вопрос, украинская (русские, русины, рутены, малороссы) есть на землях, где живут, коренным (автохтонным) населением, которое живет здесь еще с времен до прихода сюда в IX в. древних угров, или они поселились на этих землях в течение XIII - ХVIII вв как выходцы (мигранты) из Галичины, Буковины, Волыни и других украинских этнических территорий.

Мнения ученых разделились: одни считают, что мы автохтоны, другие - что мигранты, а третьи говорят, что и автохтоны, и мигранты. А о чем свидетельствуют археологические, языковые и исторические источники? Согласно данным археологии, на территории современного Закарпатья в течение VI-IX вв, до прихода древних угров, проживало славянское население. Но, но ... Древнеславянские поселения края сконцентрированы в его западной, низменной части, тогда как украинские села распространены в горной и предгорной части и, следовательно, одни с другими не связаны генетически. Кроме того, местные названия (топонимы) на низменности и в горах различаются между собой. Некоторые из низменных топонимов, такие как Балатон, Белеград, Балоца, Седлице, Сопот и другие указывают, что древние славяне принадлежали скорее к южных и западных славян, а вот украинская - это восточнославянский народ. Итак, первый важный вывод: между древними славянами Закарпатье и сегодняшним украинским прямого генетического и географического связи нет. Это означает, что мы живем здесь с незапамятных времен и наши предки прибыли сюда как переселенцы в позднейшее время, преимущественно в течение XIII - XVIII вв

От Максимилиана И К Леопольда I

В XVI в. значительная часть Карпатских гор уже была заселена. Вот что знали и писали о наших предках чиновники австрийского короля Максимилиана I 14 августа 1571 (документ опубликовал и перевел с латыни на "русинский" язык известный закарпатский историк Антоний Времечко): «Русинский народ (в оригинале: Rutenica nacio. - Й. К .), с Которым и молдавские волохы в округе св. Николая ид замка мункачовському принадлежащи сут смешанные, перед многыми годы назад в сесе королевство из сосидной польской России (в оригинале Polonica Russia. - И. К.) перелезали. Навперед между долинах на городах гористых, Скалистых Елисей посажоваты, пак помалы на Ровинь ся поспущалы ... ". Неудивительно, что и сам Антоний Времечко утверждал венгерских русинов, что "они должны были прийти только с современной Галичины или малороссийских провинций, лежащих за Галичиной. Из других мест и не могли прийти, потому кое-где нигде рутенов нет".

О том, что с обеих сторон Карпат живет один и тот же народ, еще в 1654 году писал и примас Венгрии Дьердь Липпи в информации, направленной в Рим об унии рутенов. "Известно, - писал Липпи, - что Венгрию в течение 70 миль опоясывают длинные хребты Карпатских гор от Спиша в Марамороша. Этот горный хребет отделяет Венгрию от Польши таким образом, что граница двух стран проходит по гребню гор: противоположная сторона принадлежит Польше, а та , что с этой стороны - Венгрии. Горы с обеих сторон заселяет рутенским народ греческого обряда. Из тех, которые живут на этой стороне, в Венгрии, и есть их около 300 тысяч, 600 священников совершают обряды на рутенским языке ".

О переселении наших предков из Галичины знал и австрийский император Леопольд I (и его советники), когда в привилегированной грамоте рутенским священникам Мукачевской греко-католической епархии от 23 августа 1692 написал о наших предках, что "... рутенским народ, который перед этим 300 годами мигрировал из России ... (в оригинале - Russia. - И. К.) ". Итак, начало заселения края, по этой грамотой, приходится на XIV ст. и связанный с переселением рутенов из Галичины (тогдашней Руси).

Еще более точную, яркую и интересную картину возникновения украинских сел Закарпатья, чем описанная выше, дают письменные источники, касающиеся конкретных населенных пунктов. Из этих документов мы можем узнать не только, когда и как основывалось то или иное село, но и кто конкретно был его основателем. К сожалению, рамки газетной статьи не позволяют показать все многообразие процесса возникновения наших сел, но некоторые штрихи к их возникновению мы получим из приведенных примеров.

ДОМ МАКСИМА

Сегодня город Иршава является районным центром, но прежде все начиналось здесь с одного-единственного дома. В 1341 году (это первое письменное упоминание о Иршаву, ей исполняется ровно 670 лет) венгерский король Карл Роберт поручил утвердить сыну валашского воеводы Татамира Максима пределы наследственной земли, которая называлась "Максемгазо", есть "Дом Максима". В описании границ фигурируют некоторые до сих пор известные топонимы, такие, как р. Боржава, Большая и Малая Иршава, поток Собатин, Чингава и другие. Точной даты, когда валах Максим построил здесь свой дом и заложил основы сегодняшней Иршавы, мы не знаем. Однако это должно было произойти незадолго до 1341 года. Возможно, во второй половине 1330-х годов, поскольку известно, что в 1338 году тот же король дал утвердить владения белки (ныне белки) для другого волоха - Карачун. Так, основателем Иршавы был валах Максим, сын Татамира, и произошло это не позже 1341. Между прочим, грецкие воеводы основали в XIV в. немало закарпатских сел в предгорье Карпат. Некоторые из этих древних украинских сел сей хранят в своих названиях имена первых учредителей (например, Арданово - первоначально "Село Ардан", сословно - "Село Стана", Завидово - "Село Завидо" и т. п.), а население так называемой " Крайны "еще и столетиями позже называлось" влахами ", т. е. волохами, хотя все были уже рутенами (русскими).

КЕНИЙЗЬКИЙ ПИСЬМО Возница

После монголо-татарского нашествия (1241 год) венгерские короли стали постепенно передавать огромные владения в Карпатских горах в частные руки. Новые владельцы сразу же взялись осваивать эти земли с целью наживы. Для этого нужны были люди. Их не хватало, поэтому приходилось приводить их из чужих краев. Этим занимались специальные агенты - кенийзы и Шолтиса, которых нанимал за определенные привилегии землевладелец и поручал приводить поселенцев и основывать села. Понятно, что единственной близкой к современной горной части Закарпатья чужой территорией, откуда можно было приводить новых поселенцев, была соседняя Галичина, входившая в состав Польского королевства. Поскольку положение крестьян в Польше было намного хуже, чем в Венгрии, а Галичину постоянно беспокоили военные походы крымских татар, то тамошние люди охотно шли с "венгерскими" кенийзамы и Шолтиса за Карпаты. Этому способствовало и то, что здесь они получали на много лет отсрочку от уплаты налогов. Взаимоотношения между землевладельцами и кенийзамы юридически регулировались так называемым кенийзькимы письмами, из которых, собственно, и можно узнать, когда, кем и как был основан то или иное село, откуда пришли его первые поселенцы. (Однако следует иметь в виду, что население значительной части наших сел за сотни лет неоднократно менялось, а села заселялись заново). Среди почти полсотни таких "писем", которые в свое время опубликовал известный закарпатский краевед Тиводар Легоцкий, особенно ценным и важным для нас является кенийзький письмо села Визнице (ныне Верхняя Возница Мукачевского района). Вот выдержка из него: "Сигизмунд Ракоци, наджупан комитата Торна, советник его величества, священного императора, короля и т. д., даем знать всем, кого это касается, что мы, имея намерение приумножить имущество его величества, дали кенийзтво Ивану Бобаль и Михаилу Цибару , так, чтобы один был кенийзом одного года, а другой - второй, со всеми привилегиями, с которыми привилегиями кенийзы всей Крайны живут и закладывали села из зарубежных провинций, из великой Польши, с разрешения давних, счастливой памяти, князей. А название села, на которое мы дали привилегию, позволили им кенийзтво, Вузниця, земли которой как распорядятся, не должны нанести ущерб соседним селам, а крепостные, которые поселились здесь, освобождаются на шесть лет от уплаты налогов и на три года от повинностей так, что всякие подарки, повинности, другие кенийзы привыкли давать и эти пусть все дадут, делают. В подтверждение этого мы дали наше письмо с нашей печатью. Дано в замке Мункач 5 марта 1592 ".

Таким образом, извозного "письмо" ясно указывает, откуда приходили и кто были предки сегодняшних украинского Закарпатья. Это были доминантно рутены (русские, русины) с территории Галичины, входившей в состав Польши.

Сами воеводы, кенийзы и Шолтиса были разные по национальности, месту происхождения и социальным положением. Право кенийзтва имел и знаменитый подольский князь, обладатель Мукачевского замка, литовец по происхождению Федор Корятович. То, что он привел с собой из Подолья якобы 40 000 поселенцев, конечно, является абсолютной выдумкой, но источниками зафиксирован факт, что он пользовался своим правом кенийзтва. В частности, в селе Вары (Береговский район) в начале ХV в. проживали его крепостные, об одном из которых, Василия, грамота сообщает, что он был родом из Белза (ныне город на севере Львовской области). В 1407 году впервые упоминается село Ленделфолво (ныне Ляховцы Ужгородского района), основателем которого тоже мог быть кенийз Лендел или жители которого могли прибыть из Польши, но, как показывают более поздние документы, они были рутенами.

Росушка - Росишка

Конечно не все села заселялись планомерно, по соответствующим договорам с помощью кенийзив или Шолтиса. Есть много других, не менее интересных форм возникновения наших сел, об одной из которых дает нам представление история возникновения села Росишка Раховского района.

Оно известно своей прекрасной народной вышивкой и тем, что здесь родился известный украинский закарпатский лингвист, фольклорист, педагог Николай Грицак. Однако село имеет еще одну изюминку - своеобразную историю основания. На протяжении XVII-XVIII вв Росишка входила в состав Бичкивска доминии, но занимала в ней особое, привилегированное положение, поскольку жители села платили меньшие налоги, чем жители других сел доминии. Объясняется это особенностями основания Росишки (в старых источниках - Росушка). В 1663 году бывший трансильванский князь Ференц Рийдеи выдал привилегию крепостному Андрею Купичу, у которого было аж 24 (!) Детей, на право поселиться в этом месте. В привилегии говорилось, что Купич, в отличие от других, должен был платить собственнику земли Рийдеи лишь 2 куницы, 4 форинты соляных денег. В урбарии 1672 отмечается, что это привилегированное село и состоит оно лишь из двух земельных наделов, а среди крепостных упоминается имя Федора Купича. Росишка потеряла свое привилегированное положение в начале XVIII в., Когда Бичкивска доминия стала казенной.

НОВОСЕЛИЦКАЯ НАЛИВАЙКО

Из истории Украины фамилия Наливайко хорошо известно прежде всего благодаря Северину Наливайко, казацкому предводителю из Гусятина (теперь Тернопольская область), который в 1594-96 годах возглавлял восстание казаков против поляков. Но, как ни странно, Наливайки жили и живут и на территории современного Закарпатья. Причем уже не одно столетие. По данным письменных источников, в 1691 году, то есть ровно 320 лет назад, урядником небольшого хозяйственного округа на территории Чинадиевского доминии, куда входили Пидгоряны, Кольчино и Быстрица (ныне Мукачевский район), был некий Петр Наливайко. Как он попал сюда - неизвестно, но пришел издалека, из-за Карпат - не вызывает сомнения. В этой связи чрезвычайно интересно местное предание, зафиксирован в селе Новоселица Межгорского района. Вот что говорится в предании о происхождении Новоселицы. Первые поселенцы обосновались здесь около 400 лет назад в восточной части села. Это были предки казацких семей "Наливайков" и "Криваничов". Потом, позже, из Галичины сюда прибыли новые поселенцы, осевшие вокруг хутора Наливайков и Криваничов, и так образовалось село Новоселица. Интересно, что в данном случае перевод подтверждается и письменными источниками, в которых фиксируется фамилия Наливайко три века назад. Пример Новоселицы не единичный. Подобных преданий и легенд есть больше. Примечательно, что записал и опубликовал этот перевод еще в 1924 году местный ученик Иван Козак. Фамилия Козак, по данным известного языковеда профессора Павла Чучки, распространено на Закарпатье с начала XVII ст. Люди с такой фамилией жили в Макарьови (1649 г.), Кричеве (1673 г.), Турицы (1682 г.), Ужгороде (1685 г.), Золотарьови (1715 г.), Драгово (1715) г.), Голятин (1715 г.) и других селах. Итак, какое-то участие в заселении некоторых закарпатских сел принимали и украинские казаки. Историческим фоном для этого послужили длительные и тесные связи семей Другетов и Ракоциив с казаками протяжении XVII-XVIII вв

Таким образом, можем констатировать, что украинские села сегодняшнего Закарпатья образовались преимущественно в течение XIII-XVIII вв, в основном за счет рутенов (русских, русинов) из Галичины, Буковины и Подолья в разнообразный образом: от планового заселения при помощи кенийзив и Шолтиса к спонтанных форм, обусловленных исторической ситуацией.

Кобаль, заведующий отделом археологии Закарпатского краеведческого музея


Запись опубликована автором admin в рубрике Без рубрики.
Постоянная ссылка

К данной статье комментарии запрещены...

Все права защищены. © 2010-2018 - enjoyyourlife