Предыдущая страница

Олег Любимов. Об исторических памятниках, чехарда во власти и протестные акции

Опубликовано 02.01.2012 07:50

Интервью с председателем Виноградовского районного радиОлегом Любимовым

- Вы были одним из главных организаторов масштабных мероприятий по празднованию 610-летия Королевского Евангелия. Какую роль и место в духовной жизни района отводите этой важной достопримечательности?

- Роль и место этого памятника еще предстоит исследовать. Ее трудно переоценить в настоящее время не только мне, но и многим ученым, которые занимаются этой темой, потому что она мало изучена. Но уже сам факт заверения того, что у нас за 160 лет до написания Пересопницкого Евангелия уже был свой культурный и духовный, образовательный центр, говорит сам за себя. Я считаю, что мы просто должны этим гордиться и, отталкиваясь от исследования этого памятника и места ее написания - Королева, замок «Нялаб», развивать ее как туристический объект для посещения людьми, которым небезразлична история и духовное наследие Закарпатья и, частности, Виноградовского. Насколько мне известно, эта тема очень всколыхнула многих ученых. Как организатор мероприятий я даже не надеялся на такую ​​оживленную заинтересованность. С самого начала планировалось, что будет 6 докладов на конференции, максимально 8, а в итоге получилось аж 21. И это еще не конец, потому что и в день конференции, и после нее мне звонило немало ученых, которые не были уведомлены, но хотели принять участие в праздновании праздничных мероприятий по Королевского Евангелия. Поэтому, я думаю, что это не последняя конференция, ибо внимание к этой книге очень велика.

- Недалеко от памятника "знака Евангелие, установленного в Королеве, находится древняя человеческая стоянка, возраст которой более миллиона лет. В последнее время заговорили об угрозе его исчезновения, поскольку стоянка сама не узаконена - нет конкретных границ ее на территории, которая используется карьеру премьерами ...

- По моему мнению, и Королевская Евангелие, и древнейшая в Европе стоянка первобытного человека, как, кстати, и Малокопанське городище, замки «Нялаб», «Канкив» и т. п. - это памятники, которые должны стоять в одном ряду как объект объекты научного изучения и туризма. Относительно сохранения данной стоянки, то за это должны взяться управления культуры, которое занимается охраной исторического наследия. В противном случае мы опять же будем ставить вопрос от депутатов районного совета, самых короливчан, инициативных людей, которым небезразлична судьба своего края и Украины в целом. Работая над созданием памятного знака Евангелие, я в очередной раз убедился, что есть много неравнодушных людей, которым только нужно дать толчок и понимание того, что их стремление и инициатива находят отклик у власти, и эти люди могут горы свернуть. Поэтому все подобные находки, памятники следует скрупулезно изучать, оберегать, как настоящие сокровища.

- Скажите, а почему никто не поднимает вопрос о безымянное захоронение в подземном склепе рядом с костелом Вознесения в Виноградове? Там огромный насыпь человеческих черепов, костей. Мы не знаем ни имен этих людей, ни обстоятельств, ни времени их гибели.

- Да, мне известно об этой проблеме, но поверьте, мы не поднимаем ее не потому, что не хотим. Подобными вопросами должны заниматься специалисты. По большому счету и конференцию по Королевский Евангелие должны были проводить ученые. Но мы знаем, в каком положении они находятся, и поэтому взяли на себя не только финансовую, но и организационную часть этого мероприятия. Я думаю, что мы и дальше будем работать в этом направлении. И в этом смысле присутствие венгерского консула на конференции 30 ноября в Виноградове было неслучайным. Мы планируем подписать соглашение с соответствующим научным учреждением Венгрии или с одним из районов этой страны с тем, чтобы писать грантовые проекты для исследования нашей исторического и культурного наследия. К сожалению, на все нужны деньги, которых мы сами не имеем. Вы же видите, что сейчас у нас даже матери-одиночки, молодые мамы стали ненужными - из них хотят снять доплаты. Что уж говорить об исследованиях своих памятников. Но мы не опускаем руки и будем и дальше работать с Венгрией, с научными учреждениями, со всеми, кто даже на общественных началах готов развивать эту тему и, что немаловажно, выносить ее на публику, чтобы люди знали, о чем идет речь. Ведь, мне стыдно об этом говорить, но я двадцать лет живу здесь в районе и только сейчас, в августе узнал Королевская Евангелие, когда с этим вопросом ко мне пришли члены инициативной группы Королева. И это касается не только меня. Но после проведенной научной конференции, надеюсь, многие задумался, где мы живем, кто мы и каково наше наследие.

- Но есть и такие вещи, которые не требуют больших денег, но ими никто не занимается. Возьмем единственный в районе, под Черной горой мавзолей Луизы Перени и ее мужа, королевского советника по народному образованию Ласло Оцила. Они много сделали для нашего края и оставили после себя ценное наследие. Но мавзолей, к слову, построенный из белого мрамора, который везли сюда с самого Будапешта, сейчас рушится на глазах, зияет разрытыми, захламленными мусором могилами. Его уже обложили с улицы человеческими городами, что и подступиться к нему не знать как ...

- Это еще раз говорит о том, что не в порядке что-то с нашей памятью, нашей духовностью, если мы сами поносим святые места, которые оставили нам предки. Это говорит лишь о том, что мы не достойны наших предков. Это нужно немедленно исправлять. Я сомневаюсь, что кто-то из людей пойдет на могилу своих родственников и просто так будет подобное вытворять. Вы говорите, что для ремонта мавзолея не требуется больших средств. Это не так, даже для того, чтобы вычистить его, вывезти оттуда мусор, нужны деньги на бензин, но, конечно, прежде всего нужна общественная воля, осознание того, что это действительно нужно сделать. Как показала ситуация вокруг Королевского Евангелия, еще не все потеряно, духовное начало остается важным элементом гражданского общества. Но это только первые шаги, за ними обязательно должно быть дальнейшее продвижение. Ибо в том же Королеве есть еще и такая важная достопримечательность, как замок Нялаб, заросшая кустарником и к нему нет доступа. Местным жителям вполне по силам самим на одном-двух субботниках расчистить площадку, чтобы туристы могли добраться до замка хоть так, как мы это сделали в Виноградове на «Канкив».

- Но и на Виноградовском замке почему-то остановилась дело, началась с помпезных ритуальных действ - театрализованного шествия по улицам города, рождественского представления с лицедеями на дорогой сцене с прожекторами и московскими режиссерами. Казалось, что после этого замок изменится на глазах. На самом деле, его только освободили от коряг, поставили панно и построили Деревянные ступени.

- Не только. Изготовлена ​​проектно-сметная документация по реставрации часовни, которая и должна стать основой для сохранения всего замка как важного рекреационного объекта не только для посещения туристическими группами, но и проведение здесь венчаний, пасхальных освящений пояс подобное. Ведь сама аура древних руин благотворно влияет на каждого, кто поднимется на замковую гору, с которой открывается неповторимая панорама города. Чувствуют это те, кто своими дачами обложил замок, фактически уничтожив его охранную зону? Стоимость восстановления часовни на замке, согласно смете, свыше миллиона гривен. Таких средств нет в бюджете. Мы их ищем через написание грантовых проектов и через привлечение заинтересованных партнеров из Венгрии и вообще людей, для которых счастье не в одних деньгах. Делать это надо и через воспитание с детского возраста, поскольку, к сожалению, современное поколение в значительной мере в этом отношении упущенное. У нас так: кто больше врет, ворует деньги из бюджета или где-то крутой. Вместо христианской морали поклонятьються зеленом богу с изображениями американского президента. Поэтому действительно начинать надо с детей, и наша работа по сохранению своих духовных, исторических памятников должно быть примером в воспитании подрастающего поколения.

- Очевидно, что заниматься сохранением своих пам 'лотков наряду с другими злободневными вопросами должны прежде органы местного самоуправления, поскольку надеяться на участие государства в этом деле, как показывает опыт, не приходится.

- Если уж мы коснулись органов местного самоуправления и плавно перешли к политической тематике, то давайте прежде выясним, что такое государство. Государство - это мы. Это те простые люди, которые выбирают органы власти, президента, народных депутатов. И в этом воля народа заканчивается. Далее президент назначает правительство, на него работает, правительство - местные администрации. На деле получается так, что люди выбирают одних, а реальные управленческие рычаги оказываются в руках других, которые не всегда работают в интересах тех же людей. Яркий пример этому голодовки чернобыльцев в том же Донецке, решение по одиноких матерях, и таких моментов много. Здесь стоит вопрос, что органы местного самоуправления, возможно, и хотели бы поднять вопрос культурной, письменного наследия, но на это нет ресурсов. Администрации же вынуждены выполнять волю сверху, откуда не всегда видно конкретные проблемы на местах. В самой системе власти много неувязок, что неизбежно порождает конфликтные ситуации между различными ее ветвями. Скажем, районный совет как выборный орган принимает решение, а главные функции по распределению средств для их реализации выполняет администрация. Отсюда - непонимание и противоречия. И дело здесь отнюдь не в каких-то персональных амбициях или политических пристрастиях, как это кое-кто пытается представить. Я знаю районы, где и председатель совета, и глава администрации представляют одну политическую силу, однако конфликтов и они не могут избежать, потому что эти противоречия, повторяю, имеют системный характер. Единственный выход в этой ситуации - взаимная воля к согласию, движение навстречу друг другу. Надеюсь, что у нас оно так и будет, хотя пока это трудно давалось.

- В начале каденции действующего Президента громко говорили об административной реформе. Памятник "ятаеться, это вызвало тогда большое беспокойство в управленческих структурах на местах. Но со временем все улеглось, об админреформе забыли.

- Ну, это привычные избирательные лозунги всех, кто идет к власти. Но скажите мне, президент откажется от четкой вертикали сверху вниз? У нас так - чем больше я власти, тем более сильный, крутой. В Европе от подобной модели давно отказались, там вся полнота власти действительно передана местным органам власти, которые непосредственно работают с людьми и решают их проблемы. Формирование бюджета и его распределение там идет не с центра, а из конкретных потребностей местных общин, которые сами содержат свою школу, больницу и даже полицию. А у нас сельский голова скоро останется руководить одним исполкомом, у него уже давно забрали школу, теперь амбулатория, скоро детсады заберут. Руководитель села превратится в обычного писаря, который будет выдавать справки крестьянам. Это - не местное самоуправление. Но вместе с тем Ассоциация местных советов ставит вопрос и перед депутатами, и перед президентом о том, что все-таки административную реформу нужно проводить, потому что не может быть двух хозяев, двух команд в одном районе, потому что таким образом обязательно закладывается конфликт интересов, видно и в нашем, и в других районах. Главы администраций получают одни команды сверху, а председатели советов - другие, но уже от депутатов, от людей, которые их избрали. Я многое бы отдал, чтобы не нужно было каждый раз доказывать друг другу, что ты хочешь сделать что-то хорошее, а не плохое. Однако такая чехарда, очевидно, продолжится, пока не пройдет административная реформа. Кстати, в России с этим уже покончили, там нет председателя совета или администрации, есть - глава района.

- И напоследок. В Украине в последнее время активизировались протестные акции. В крупных городах на площади выходят чернобыльцы, афганцы, предприниматели. Как человек, который пришел к власти с площади Оранжевой революции, какую перспективу этих акций Вы видите?

- Я не вижу сейчас серьезных оснований к тому, что эти протесты перерастут в какие-то масштабные акции. Мы имеем то, что имеем, что себе выбрали. Весь мир признал, что выборы 2010 года не были демократическими. Но мы выбрали себе президента. И теперь не остается ничего другого, как дождаться других выборов и выбрать других людей, если эта власть не нравится. Это касается как Верховной Рады, так и президента. Общеизвестна истина - каждый народ заслуживает ту власть, которую он имеет. Хотя мне от этого горько.


Запись опубликована автором admin в рубрике Без рубрики.
Постоянная ссылка

К данной статье комментарии запрещены...

Все права защищены. © 2010-2018 - enjoyyourlife